Покупка билетов, октябрь 2013
Билеты покупал через aviasales – на такие расстояния разброс цен был весьма существенным.
Первые две выбранные компании старательно собирали все данные вплоть до CV кредитки и затем объявляли, что бронирование не подтвердилось, потому убрал деньги со счета и сделал паузу.
После нового поиска ссылка с лучшей ценой отправила меня на tickets.ru, где я приобрел билеты на себя и дочь. Авиакомпанией оказалась China Southern. Пришла сначала полетная квитанция, в которой не было указано номера авиабилета, позже прислали билет. Так как я обычно покупал билеты через личные кабинеты Аэрофлот и S7, то решил проверить сам факт покупки. На сайте авиакомпании этого нельзя сделать без номера авиабилета, пришлось позвонить в московский офис. Ответил мужчина на русском языке. Он вздохнул, проверил наши данные и подтвердил покупку.
В выбранном маршруте меня напрягло, что почти сутки будет пересадка в Гуанчжоу, поэтому решил сделать китайскую визу. Но вскоре по делам заехал на проспект Мира и увидел, что в нужном мне доме размещается офис China Southern. Там мне вежливо еще раз подтвердили билеты, продиктовали их номера. Взял брошюры со стенда, из которых узнал, что при пересадке до 72 часов на месте открывают транзитную визу, по которой можно выйти в город, предоставляют бесплатную гостиницу. Я обрадовался – сутки в аэропорту превращались в сутки в Китае.
Почитал отзывы о компании China Southern – от самых жутких до положительных, сделал вывод, что во-первых, нас не испугать, во-вторых, надо распечатать билеты, чтобы предъявлять их на пересадках для оформления правильной визы. Кстати, русская версия сайта печатала пустые формы, нормальные были только с иероглифами.
За несколько дней до вылета, как было указано в брошюре, направил по электронке заявку на визу и гостиницу, мне ответили, что этого не нужно.
В общем, авиакомпании стоит уделить внимание своему русскоязычному сайту и печатным материалам, убрать лишнее, обратить внимание на сервисы – им же меньше отвечать на вопросы придется, больше пассажиров, увидев возможности, купят билеты.
Москва – Гуанчжоу, 24.12.2013
Рейс оказался совмещенным с Аэрофлотом. Приветливая сотрудница Аэрофлота зарегистрировала нас с дочкой как мы и попросили, причем система позволила сделать это сразу на оба сегмента рейса, оформила багаж до Мельбурна, пояснила, что получать его в Гуанчжоу точно не нужно (на эту тему было много обсуждений в Сети), пожелала счастливого полета.
Самолет (A 330-800, рассадка 2-4-2, в «хвосте» 2-3-2) был заполнен, народ летел отдыхать, было тихо. Ночью мы с дочкой не спали – читали, смотрели фильмы – в спинку переднего кресла был встроен экран с выбором фильмов на нескольких языках, в том числе и на русском, с информацией о полете (интерактивная карта). Кормили прилично, предварительно раздали меню. Кстати, там была ссылка, что на рейсах в Москву – из Москвы вино не наливают. Были наушники, пледы и подушки.
Важный момент – выдали китайские иммиграционные карточки для заполнения. Рекомендую заполнить сразу и положить вместе с паспортами.
На подлете сверху посмотрели на Гуанчжоу, пилот вывел на экраны вид из своей кабины – прямо на ВПП, наблюдали посадку он-лайн с его места.
В общем, девять с половиной часов пролетели незаметно и приятно.
Аэропорт Гуанчжоу, 25.12.2013
Пройдя по рукаву и коридору, увидели табличку International Transfer. Было понятно, что нам туда, но народ в отзывах предупреждал, что могут поставить не ту визу и загнать в зал ожидания без права выхода, поэтому надо идти на паспортный контроль.
Тем временем очередь выстроилась к кабинкам, в которых сидели девушки, судя по всему не пограничницы, а сотрудницы авиакомпании.
Отдельно стояла очередь к кабинкам с табличками Sky-Priority и Accommodation. Помня про бесплатную гостиницу, мы подошли и к ним. Сразу скажу – вам туда, только если есть карты «Sky Priority».
Отстояв очередь и подойдя к кабинке, мы показали паспорта и посадочные талоны на следующий сегмент рейса. Девушка выдала нам клеящиеся бумажные кружочки с цифрами 24 и показала в сторону угловой колонны. Мы наклеили эти кружочки на одежду и отошли, куда было указано. Постепенно у колонны собрался народ с рейса. Появилась одна из девушек, сидевших в кабинках, и повела нас на пограничный контроль. Там процедура стандартная – отдаешь паспорт, посадочный талон на следующий рейс и иммиграционную карточку пограничнику, он проверяет, просит повернуться к веб-камере, потом ставит визу и штамп о въезде и пропускает. Важно: сохраните вторую половину иммиграционной карточки! Там же я отдал единственную ручку соотечественнице, которая принялась навесу заполнять иммиграционную карточку, пропуская всю очередь. Мораль – всегда возил две – три ручки, а тут забыл и без последней остался, потом нужна была.
После кабинок - эскалатор вниз, там пассажиров перехватывала все та же девушка и вела в отгороженный участок зала налево. Внимание: справа от эскалатора расположена лента с багажом, но не стоит пытаться посмотреть и, тем более, забрать его с ленты: сказано «в Мельбурн!», значит «в Мельбурн!».
В отгороженном зале забрали посадочные талоны, потом возвратили вместе с какой-то бумажкой на китайском и печатями. Девушка пыталась вслух читать наши фамилии с талонов, чтобы раздать. Совет: помогите ей и прочтите вслух – соседи с вашего же рейса скажут спасибо. Были wi-fi и теплый кофе в термосе. Туалет – от выхода из загородки направо за эскалатором.
Когда все собрались и получили посадочные талоны вместе с таинственными распечатками, девушка повела нас дальше, незаметно прошли таможню и санитарный контроль, перед эскалатором наверх она сказала «Гуд бай» и исчезла, эстафету приняла другая. Через аэропорт прошли к выходу, там нас усадили в автобус.
Времени подойти к банкомату не было.
Автобус, попетляв по территории аэропорта, привез нас в гостиницу в городе, вся дорога заняла не больше тридцати минут.
Гостиница Гуанчжоу, 25.12.2013
Гостиница называлась «Вена», внутри на панно было изображено что-то типа бала и музыкантов в париках.
Портье быстро всех оформили, забрали посадочные талоны, пояснив, что вернут утром, выдали карточку от номера, написали время, когда нас заберет автобус.
Сама гостиница в двадцати метрах от станции метро, второй по счету от аэропорта.
В номере было прохладно (+12 ночью, +17 днем). Я раздвинул шторы и прямо за окном – в полуметре от стекла - увидел свежесложенную стенку. Окна до конца не сдвигались – были щели в несколько миллиметров. Впрочем, задернув обратно шторы и включив кондиционер, я быстро нагрел номер.
Сам номер вполне нормальный, уровень трёх звезд: 2 кровати, туалет с душем, шестью полотенцами (на двоих), шампунями, одноразовыми зубными щетками и тапочками. Телевизор с китайскими каналами и одним на английском, чайник, четыре пакетика зеленого чая и две бутылочки воды. Вполне нормально для суток или трех проживания.
Забавный момент: стенка между душем и спальней стеклянная, опускаются жалюзи.
Утром завтракали вместе с китайской группой. Завтрак – европейская еда (овсянка, вареные яйца, бекон, тосты), китайская (лапша и рис со специями, сок, теплый кофе). Лично мы спокойно позавтракали, ни желудки, ни вкусовые пупырышки не пострадали.
Автобус приехал вовремя и отвез в аэропорт к тому же входу / выходу, пробок ни днём, ни утром не было.
Да, отмечу, что
- в аэропорту, в гостинице, в справочной метро, в офисе продаж экскурсий на башне говорят по-английски, речь понять можно, логику – не всегда;
- лучше предварительно найти карту города или попросить её у служащих гостиницы;
- не каждый банкомат или терминал с наклейкой VISA обслужит вашу карту VISA;
- для поездки на метро понадобится мелочь или купюры 5-10 юань.
Гуанчжоу – Мельбурн, 26.12.2013
Ориентируясь на данные посадочного талона – «Gate A» - мы по указателям прошли через вход в сектор с приветливыми полицейскими, попросившими показать талоны, через карантин с таможней (у нас ничего не спросили) и подошли к кабинкам авиаконтроля. Там у нас посмотрели паспорта и талоны, все вещи пропустили через интроскоп, причем планшет вынули и повторно пропустили отдельно. Возник вопрос с водкой, мы пояснили «Moscow duty free. Tranzit!», они посмотрели на ненарушенную упаковку и разрешили пройти. На обратном пути там же у наших попутчиков все жидкости отобрали.
Затем мы прошли по коридору направо к стойкам пограничного контроля, там кроме паспортов и талонов надо отдавать вторую половину иммиграционной карточки. Нам поставили штампы о выезде и пропустили в зал вылета.
В зале есть магазины с сувенирами, кафе - недешевое.
Точно в объявленное время началась посадка, и мы разместились в самолете снова вдвоем у окна. Самолет был полупустым, некоторые пассажиры поднимали на среднем ряду ручки кресел и ложились спать. Было тихо.
Самолет был снова A-330-800, в спинках кресел также экраны с выбором фильмов и музыки, информацией о полете он-лайн. Да, все журналы на китайском.
Кормили нормально, рискнули взять китайскую еду – типа булочек и мант с разной начинкой (они пахли морепродуктами) – понравилось. Конечно же, были пледы и подушки.
Сверху был виден океан и острова (Филиппины), материковая, красная как Марс, часть Австралии. Очень красиво!
Полет прошел легко и приятно, особенно с учетом того, что мы впервые летали на такие расстояния.
В самолете сразу заполнили иммиграционные карточки, было только непонятно, что писать в три клеточки раздела «штат». Какой-то номер или условное сокращение? Не написали туда ничего.
В аэропорту Мельбурна на подходе к погранконтролю стояли люди, которые спрашивали про наличие запрещенных вещей и т.п. Сам контроль прошли быстро, пограничница только спросила, у кого мы будем жить и в каком штате, а так как первым в нашем ответе прозвучал штат Виктория, она написала в эти клеточки «VIC».
Затем нас выстроили в новую очередь (примерно пятнадцать человек) и пошла дама со служебной собачкой, ни мы, ни кто-нибудь еще из очереди их не заинтересовали, и вот мы в зале прилета.
Мельбурн - Гуанчжоу, 13.01.2014
Обратный полет был тяжелее и чуть проблематичнее.
У комплекса стоек регистрации еще за полтора часа стали собираться китайцы. Мы со своей тележкой (кстати, в аэропорту Мельбурна они платные – 4 доллара) стояли первые к одной из ленточек. Перед началом регистрации подошла сотрудница аэропорта и открыла другие ленточки. Вся масса китайцев оперативно и не глядя на предыдущую расстановку выстроилась заново, мы смогли встать в новую очередь всего лишь девятнадцатыми (вместо первых). Надо отметить, что китайцы, пока очередь не сформировалась, так же, как и наши соотечественники, стоят дружной толпой, а там – кто как успеет. Но вежливо, без ругани и шума.
Сначала работали три стойки: одна – для всех, вторая – для бизнес-класса, третья – для «Sky Priority». Правда, зарегистрировав несколько человек, «бизнес-стойка» стала обслуживать и обычных пассажиров, потом подошел еще сотрудник, к моменту нашей очереди работало для эконом-класса уже три стойки, может, потом больше стало – не знаю.
Нас обслуживала дама лет пятидесяти с неприязненным выражением лица, что было очень странно, мы привыкли, что австралийцы – народ очень приветливый и дружелюбный. Мы с дочкой попросили зарегистрировать нас вместе, она ответила, что только если будет возможность и выдала талоны на места А и С, а на следующий сегмент – вообще в разных рядах и у разных бортов самолета. Багаж зарегистрировала до Москвы. Сразу замечу, что в самолете оказалось, что А и С – это соседние места у левого борта (рассадка 2-4-2), В не было. Так что часть своего обещания она выполнила.
Затем – таможня и пограничный контроль (это вместе). Там женщина – пограничница взяла у нас эмиграционные карточки, посмотрела паспорта, дружелюбно поинтересовалась, как нам понравилась Австралия, и пропустила. Штамп о выезде не поставила.
В зале вылета купили еще несколько сувениров, поужинали – вылет был почти в полночь.
Затем та же история – сделали из ленточных ограждений два входа – для эконом-класса и для «Sky Priority», народ (в основном китайцы, несколько русских и европейцев) выстроился в очередь. С опозданием на 15 минут вышел сотрудник аэропорта и поменял таблички местами: «и последние стали первыми». Издевался? Та же дама, что нас оформляла, неприязненно распорядилась, чтобы паспорта мы ей показали развернутыми и, отдельно, талоны.
В общем, China Southern есть над чем поработать вместе с администрацией аэропорта Мельбурна.
Вылетели вовремя, народ в основном спал; попытавшись посмотреть несколько фильмов, уснули и мы. В салоне было тихо, только один китаец периодически зевал так, что глушил звук в наушниках, ничуть не смущаясь красноречивых взглядов нескольких сидевших рядом европейцев.
Да, на подлете к Гуанчжоу нам не дали иммиграционные карточки, пояснив, что это только для тех, кто на сутки и более. Не верьте! Берите и заполняйте.
В аэропорту Гуанчжоу нас посадили в автобус, утром было довольно холодно, лучше брать с собой куртку.
Аэропорт Гуанчжоу, 14.01.2014
В аэропорту все было почти как в прошлый раз – стоял сотрудник, который громко повторял «Moscow!». К нему подошли мы и еще несколько русских, он отвел нас к тем же стойкам пограничного контроля на выход, там пришлось на коленке заполнять иммиграционные карточку. Потом – штампик с визой, такой же и на пути в Австралию. За стойками нас никто не встречал, сами прошли по знакомому маршруту, поднялись по эскалатору и вышли к залу вылета (прямо и налево), перед ним прошли карантин (там просветили наш багаж) и добрались до стоек авиаконтроля, где нас завернули, пояснив, что пускать на рейс CZ6001 буду пускать с 10-30 (первый сотрудник) или с 10-00 (второй сотрудник). Впереди у нас было пять часов. Можно было бы съездить на метро в город, но что там делать рано утром? Выпили в кафе по чашечке кофе по 50 юань каждая и пошли бродить по аэропорту. Здание - большое и холодное (утро было), сиденья для ожидания в основном не очень чистые, в аэропорту ничего интересного нет – прошли по обоим этажам. Скажу коротко – часа на все достаточно, сувениры и т.п. – дорогие.
Примерно с 10 часов у входа к стойкам в направлении «Gate А» стали собираться соотечественники, утомленные хождением по аэропорту. Тех, кто пытался пройти пораньше, заворачивали полицейские, но в 10-20 не выдержали и открыли путь.
У стойки №2 (мы были в числе первых) нас снова попытались завернуть, но потом поглядели за наши спины и на лицах сотрудников-китайцев возникло озадаченное выражение. Мы оглянулись – за нами стояла очередь примерно из пятидесяти соотечественников и на их лицах была написана решимость, как у бойцов под Сталинградом. Озабоченно посовещавшись, китайцы все же решились и стали нас пускать на 10 минут раньше, но устроили тщательнейшую проверку, потроша и вытряхивая все сумки, прогоняя их через интроскопы по два раза.
Внимание! Рейс CZ6001 специфический – сначала летит как местный (до Урумчи), но посадка - через международные вылеты! Поэтому, пройдя авиаконтроль, не бегите направо к пограничным стойкам в «Gate A» как написано на указателе и в посадочном талоне. Вам налево и вниз.
Мы попали в узкий зал, где были только скамейки и две кабинки туалетов, больше напоминающие кабинки лифтов с окошками. Тут-то до нас и дошел весь юмор ситуации! Видимо, китайцы никак не могли понять, чего «эти русские» рвутся в зал, где ничего нет, не желая ждать в более приемлемых условиях аэропорта, в кафе, например. А мы, русские, в свою очередь, спешили скорее пройти все формальности, чтобы уже внутри спокойно зайти в кафе и что-нибудь купить в магазинах перед посадкой, потратив последние юани.
Гуанчжоу - Урумчи – Москва, 14.01.2014
Нас посадили в автобус вовремя и повезли довольно далеко – на другой конец поля . В самолете уже сидели пассажиры бизнес-класса и китайцы. Самолет – «Боинг», рассадка 3-3. Многие семьи и компании были зарегистрированы вразнобой, мы все оперативно и дружно пересели, поменявшись местами.
Кстати, многие пассажиры и не подозревали, что будет посадка в Урумчи, поэтому были без теплых вещей. Мы же свои вещи заблаговременно упаковали в отдельную сумку и принесли в салон.
Полет прошел нормально. Кормили так себе – рис был слипшийся. Из развлечений – по одному экрану под потолком на каждые 3-4 ряда, показывали фильмы на английском. Журналы, конечно же, все были на китайском.
На подлете к Урумчи посмотрели на Тибет – красивое зрелище. Пройдя сквозь облака, попали в снежную взвесь и как-то быстро и неожиданно сели.
После посадки нас пригласили к выходу в рукав, температура на улице была -14, в причальном рукаве дуло. Внимание: забирайте из салона все вещи! Потом ничего не найдете – все унесут. Мы прочли об этом на форумах – спасибо соотечественникам.
Из рукава мы прошли в небольшой зал, по пути увидев объявления не только на китайском, но и на русском языке, где снова заполнили иммиграционные карточки, затем стали проходить пограничный контроль. За стойками сидели китайцы в форме цвета хаки, а не в черной, как в Гуанчжоу. Увидел примеры, как они реально не различают европейские лица, например, когда к стойке подошли двое, мама со взрослой дочкой, то уточняли, кто из них кто, а одну девушку минут пять продержали у стойки, глядя то на её фотографию в паспорте, то на её лицо и не веря, что это она, но в конце концов пропустили. Выдали новые посадочные талоны без мест, старые не отбирали.
Сразу после погранконтроля по эскалатору поднялись вверх и стали проходить обратно в самолет. То есть не попали ни в магазины, ни в кафе, ни в туалеты.
Внимание: рейс CZ6001 «Гуанчжоу-Урумчи-Москва» получился без дьюти-фри, если купили спиртное – сдавайте в багаж, иначе в самолет не пустят. Юани также тратьте до авиаконтроля.
В самолете, конечно же, сидели китайцы, причем многие на местах, на которых до этого летели наши соотечественники, – им, китайцам, так выдали посадочные талоны, и куда пересядут наши, никого не волновало. Нам повезло – летели на прежних местах и с прежними соседями. Самолет был забит битком. Плюс, что выдали подушки и пледы, которых не было на «местном» сегменте рейса от Гуанчжоу. Те, кто был без теплой одежды, сразу в них завернулись. Кормили так же плохо, стюардессы по-английски, в отличии от других рейсов, говорили плохо, но, в итоге, все равно понимали, что нам нужно – воды или сока. Соседям удалось даже купить бутылку виски для сокращения субъективного времени полета.
Прилетели вовремя, сели мягко. Паспортный контроль прошли быстро. Багаж ждали недолго, правда, выдавать стали сразу с двух разных лент, хотя на табло была указана только одна.
Резюме
Рейсами China Southern летать можно, отличное сочетание цена-качество на трёх сегментах из четырех, все вовремя, хорошие пилоты – мягкие взлеты-посадки.
Над чем компании стоит поработать:
- регистрация и посадка на рейс в аэропорту Мельбурна,
- обеспечение в самолете журналами не только на китайском,
- распределение и регистрация мест, не менять их до конца полета, не заставлять пассажиров пересаживаться из-за того, что в местном аэропорту новым попутчикам дали эти же места,
- улучшить питание на рейсе CZ6001,
- разместить подробную информацию о пересадках, визах и гостиницах на сайте.